Волшебники Изумрудного города
Позвонил мне как-то раз весной приятель и говорит – есть работа по ремонту одной лодки. Класс IMOCA 60, стоит в Лорьяне, Франция. Я, понятное дело, удивился. Ну ремонтируем мы всякое, но чтоб ТАКОЕ и так далеко…? Наша-то суровая мегакорпорация из одного с половиной человека, причем здесь? Наверняка есть по-суровее, да поближе. Однако ж не оказалось. Ни ближе, ни суровее. Я согласился, и вот как это было.
Команда OZ.
Оказывается, есть люди, которые покупают не только 40ые Баварии, а и всякие гоночные штуки. Я думал это выдумка, но они реально существуют. В команде Oz Sailing Team в хозяйстве есть лодка Open 60. Проект группы Finot 1997 года. Осадка без киля 15 (!!)см, киль 4,5 метра. Киль качающийся, но лодка пока без фойлов. Сколько-то квадратных километров парусов, все из карбона и сот Nomex. Все как мы любим вобщем.
Оззик.
Я однажды полсезона гонялся на лодке Farr-30 и приятели сетовали – ну что опять у нас за аппарат? На Минике писили в ведро, на четвертьтоннике писили в ведро, теперь лодка 9 метров, а мы опять писием в ведро. Так вот, пацаны, обломитесь, на этой 18 метровой даже ведра нет. Есть шпигатик(дырка на улицу) в углу кокпита. Как туда что посерьезнее заталкивать, ума не приложу…
Встать в полный рост можно только в рубке. В интерьере покрашен отсек рубки и отсек хранения парусов, в котором можно передвигаться только на карачках. Мешает встать балластный танк. Остальные отсеки вообще не окрашены. Всюду голый, причем не шкуренный, карбон. Кое-где при формовке зажевало жертвенную ткань(технологическую тряпку), ее и не стали выдирать до конца. Так нитки кое-где и висят. Короче говоря, все что не влияло на скорость, не интересовало производителя абсолютно.
Чтобы было понятна идеология аппарата – леерные стойки титановые. Из тонкостенной титановой трубы. Такие легче. Раковина камбуза, который представляет из себя две коробки 50х50см, сделана из углеволокна. Такая легче. Ну и так далее. Везде где возможен выбор – везде он сделан в пользу «легче». На современных лодках этого класса ставят гидрогенераторы для получения бортового электричества. Получается в процессе гонки мотор вообще не нужен(я слышал, что раньше его использовали как генератор), просто лишняя сотня килограммов веса. Не удивлюсь, если на следующую регату Vendee Globe гонщики будут выходить к старту на веслах, естественно карбоновых, перед стартом отдавать весло тренеру и шпарить дальше без этих лишних килограммов.
Наша лодка, конечно, адаптирована уже к более гражданским целям, но из космического корабля диван не сделаешь.
Повреждения.
Осенью 2016 года Oz ставили на зимнюю стоянку, в Лорьяне. Дунул ветер. Глубоко за 80 узлов. Настоящих, бискайских. Сорвал со швартовых круизный катамаран и воткнул в Оззика. Оззику еще повезло, его прижало к пирсу. А то бы так на пару с катамаранчиком и уплыли в Бискайский залив. Повырывало леерные стойки, проломило борт, утратился прилепленный ради обмера, накладной нос. Но ничего непоправимого, как показал осмотр.
Работа.
Необходимо было восстановить поврежденные места до заводского уровня прочности/жесткости. То есть корректно вклеить сендвич, по правилам восстановить карбоновый ламинат с сохранением заводской схемы армирования и покрасить. Конструкторская документация от Finot присутствовала, поэтому изобретать не пришлось. Удлиненный нос нужен только для обмера, строить его до непробиваемых толщин не требовалось, но и допустить, чтобы он отвалился от первого же касания твердого предмета, тоже было нельзя. В результате все успели, кроме покраски, о которой беспокоились больше всего, и ради которой везли кучу инструментов. Сюрвейер уже после нашего отъезда лодку осмотрел и места ремонта оценил как «монолитные». То есть с поставленной задачей мы справились. 6 августа Oz Sailing Team стартует в Rolex Fastnet Race 2017.
Другие лодки.
База Keroman Base, где стоит Oz, место непростое. Это по сути производственно-инновационный парусный центр. Как у нас нынче модно говорить – кластер. Но без коворкинга и срафтового пива. Цеха, цеха, и обслуживающие компании: по малярке, по композитным материалам, парусные мастерские, дельные вещи, металисты, электрики, механика-гидравлика и тому подобная скукота, зато все рядом. Помещения под офисы стоят в запустении. Ближе к городу – отраслевые магазины и шевелится какая-то сопутствующая коммерция. На самой Базе постоянно дислоцируется Groupama Team, Gitana и еще кто-то, уже не помню. Со своими производственными площадками и, естественно, лодками. Все как очумелые, с 8 утра до 5 вечера шкурят, формуют, таскают матрицы, банки с красками и всякое такое. Умело создают впечатление занятых. Время от времени скидывают на воду очередное чудо, которое потом мы увидим только по интернет-телику. При этом никто особо не парится, что внешне цеха выглядят не особо “инновационно”. Некрашенный засплесневелый бетон, отлитый во времена Второй мировой войны снаружи и острие современных технологий внутри. То есть никаких тебе стекла-фасада-дизайна. Тупо плесневелый бетон. Может в этом весь секрет…
Более того, вы представьте себе, эти засранцы регулярно на всем этом ходят на тренировки.
Такие дела. Будем догонять)